Республиканская партия России > Демократия в сети > Аналитика «Выставлять единого кандидата от оппозиции – стратегическая ошибка»
Политтехнолог о будущих кандидатах в президенты, ходе президентской кампании и перспективах объединения демократов.
- Как Вы расцениваете предложение лидеров «Другой России» поддержать кандидата от КПРФ в том случае, если им не будет Геннадий Зюганов?
- Дело в том, что если ты на 100% уверен, что от КПРФ не будет никого кроме Зюганова, то ты можешь делать любые заявления. Конечно, сейчас идет бурный процесс - 12 декабря кандидаты в президенты, выдвигаемые инициативными группами, должны будут подать уведомление в ЦИК.
Я не думаю, что Мельников будет кандидатом в президенты. Уверен, что он формально устраивал Лимонова и Каспарова, потому что он профессор.
Кроме всего прочего, я считаю ошибочными все попытки оппозиции найти единого кандидата, потому что задача оппозиции состоит в том, чтобы не допустить выигрыша кандидата от власти в первом туре. А для этого, чем больше будет разных кандидатов, тем лучше.
Если бы у нас были однотуровые выборы президента, то нужно было бы срочно объединяться и искать единого кандидата. В том случае, если выборы проходят в два тура, то главное, чтобы лидер не набрал в первом туре 50%. Объединяться можно будет уже во втором туре. Выставлять единого кандидата от оппозиции – это чисто стратегическая ошибка. Они думают какими-то непонятными шаблонами, а не технологиями.
- Будет ли «Справедливая Россия» выдвигать собственного кандидата в президенты или же она поддержит будущего преемника?
- Честно говоря, я думаю, что они сделают так, как им скажут. Я думаю, они будут ждать какого-то сигнала от Путина. Логику кадровых решений Миронова я не могу предсказывать. Достаточно вспомнить историю с включением в список Шаргунова…
- Кто станет кандидатом в президенты от ЛДПР?
- Жириновский - серьезная проблема. Дело в том, что для «не Путина», который будет кандидатом на место президента, Жириновский будет серьезной проблемой, так как он может реально помешать выиграть преемнику в первом туре. Я думаю, что власть должна будет сейчас что-то сделать, чтобы на месте Жириновского снова был какой-нибудь охранник или сын.
- Вы считаете Жириновского главным конкурентом кандидату от президента?
- Он даже не конкурент, он просто может сделать так, что кандидат от президента не пройдет в первом туре. Зюганов, Явлинский – это политики из прошлого, политики эпохи «до Путина». Жириновский же проходит по другому ведомству, он как бы не политик, он артист.
- Смогут ли демократы договориться и выдвинуть единого кандидата?
- Единый кандидат был бы интересен в том случае, если бы появилась новая демократическая организация взамен СПС, «Яблока» и прочих «Гражданских сил». Следует вычеркнуть фамилии всех тех людей, которые сегодня на слуху, то есть Немцова, Явлинского, Каспарова и Касьянова и посмотреть, остался ли кто-то еще. Если такой человек найдется, то это будет интересно.
- Как Вы оцениваете шансы Владимира Рыжкова в роли кандидата в президенты?
- Рыжков – это интересно. Интересно именно тем, что, по собственной воле или нет, но он не участвовал в этих выборах. Цена Немцову с Чубайсом – один процент. Явлинскому - чуть больше. Какова цена Рыжкову - никто не знает, он не проиграл ни одних выборов. До этого он выиграл выборы, сейчас его не допустили. Поэтому Рыжков интересен именно тем, что он такой неизмеренный человек.
- Некоторые эксперты полагают, что во главе новой демократической организации мог быть стать именно Рыжков…
- В качестве объединителя Рыжков, конечно, плохой персонаж. Он потонет в этой объединительной каше. Да и кого объединять? Немцова и Явлинского? Рыжков мог бы стать во главе новой демократической партии, в которой не участвует никто из тех, кто проиграл эти выборы. Это, наверное, было бы интересно.
Сейчас демократы вряд ли смогут решить проблему тайминга. У них очень мало времени: 12 декабря надо подавать уведомления, 17 декабря регистрировать инициативную группу. Реально все сейчас находятся в режиме удушья, времени не хватает как воздуха. Когда Путин говорит о том, что хорошо бы развести две кампании, то я с ним солидарен. Очень сильно искажает картину то, что президентские выборы начинаются сразу после парламентских выборов.
- Какие цели преследует Путин, говоря о необходимости развести во времени две предвыборные кампании?
- Мне кажется, что даже если этот закон будет принят сейчас, то он вступит в действие после этих выборов. Это уже не будет касаться конкретно этого избирательного цикла. То, что парламентские выборы представляют собой некий праймериз президентских, уменьшает роль самих парламентских выборов. Кроме того, получается, что страна слишком долго живет в состоянии непрерывных выборов. Условно говоря, с мая по апрель. Почти год страна занимается выборами, выборами занимается правительство, президент, я не исключаю, что когда Путин говорит о необходимости развести эти две кампании, то он думает о стране.
- Каким Вы представляете себе ход президентских выборов? Насколько выгоден второй тур для преемника?
- Для преемника он абсолютно не выгоден. Дело в том, что в первом туре можно примерно продолжать то же, что было на парламентских выборах: будет один основной кандидат и много разных мелких соискателей на его должность. Второй тур – это личное, персональное единоборство. Во втором туре сталкиваются два человека, две фамилии, два лица, два типа ораторского искусства. Тут может случиться всякое. Проще было бы рассуждать, если бы мы знали фамилию кандидата от Путина, но и без этого очевидно, что очень нужна победа в первом туре.
- Можно ли говорить о том, что «Единая Россия» постарается сделать все возможное для того, чтобы выборы состоялись в один тур?
- Да. Я думаю, это их задача. Задача «Единой России» совместно со «Справедливой Россией» сделать так, чтобы выборы прошли в один тур. Это далеко не банальная задача.
Беседовала Юлия Хлопина
РИА Выборы
|