Республиканская партия России > РПР онлайн > СМИ о нас Парадокс отступления России с позиций демократии
Россия – лучше сказать, сторонники президента Владимира Путина – должна найти свой собственный путь к демократии. Чтобы оправиться от хаоса, вызванного ее резким рывком к рынку в 1990-е годы, страна нуждалась в сильном руководстве. Ее обширность, культурная пестрота и сложная история означают, что мгновенная пересадка на ее почву полноценно функционирующей копии американской, французской или британской демократии невозможна. Сделайте нам некоторую скидку, говорят кремлевские политтехнологи.
Эти аргументы не лишены оснований. Но, когда наблюдаешь за подготовкой к парламентским выборам, которые пройдут в России 2 декабря, все труднее принимать их за чистую монету.
Предыдущие выборы, состоявшиеся в России четыре года тому назад, были организованы таким образом, чтобы "Единая Россия" – главная прокремлевская партия – получила крупные преимущества в плане доступа к государственным СМИ и поддержки официальных лиц. Но партии и отдельные люди, желавшие баллотироваться, в целом могли это сделать. Поскольку половина из 450 депутатов избиралась по одномандатным округам, около 100 мест получили независимые кандидаты или представители небольших партий.
Напротив, выборы нынешнего года сползают к стандартам таких авторитарных соседей России, как Белоруссия или Казахстан. Доказательством тому является решение, принятое ОБСЕ в пятницу, – эта организация решила не посылать на выборы своих наблюдателей, поскольку Россия чинила проволочки и отказывалась от сотрудничества.
С 2003 года многое изменилось. Российские власти столь ужесточили юридические требования к партиям (чтобы всего лишь зарегистрировать партию, требуется 50 тыс. членов, а чтобы участвовать в выборах – и вовсе 200 тыс. подписей), что Кремль фактически может выбирать своих противников. Среди более чем полудюжины партий, не допущенных к выборам, – коалиция "Другая Россия" во главе с экс-чемпионом по шахматам Гарри Каспаровым, а также "зеленые" и Республиканская партия во главе с Владимиром Рыжковым, молодым оппонентом Кремля (в прошлый раз Рыжков был избран в Думу в качестве независимого депутата).
Переход к всеобъемлющей системе партийного представительства означает, что на сей раз Рыжков в Думу не попадет; кандидаты, не принадлежащие к "одобренным" партиям, баллотироваться не могут. Российские власти также повысили минимальную долю от общего числа голосов с 5 до 7%. Если "Единая Россия", как ожидается, получит две трети голосов, даже многим партиям с прочной репутацией – например, либералам 1990-х годов "Яблоку" и СПС – еле удастся получить 7%. В результате, возможно, мы будем иметь двухпартийный парламент, где лишь немногочисленная фракция – как говорится, "фракция охвостья" (в данном случае коммунисты) будет противостоять подавляющему прокремлевскому большинству.
Сторонники Путина оправдывают изменения в законах, утверждая, что в политике по отношению к партиям наведен порядок. По их словам, жесткие условия регистрации предотвращают вольницу карликовых партий, которая наблюдалась в 1990-е годы. Но российские правила жестче, чем в большинстве демократических стран, в том числе в молодых демократиях. Порог для прохождения партии в парламент в России также выше, чем в большинстве других стран, за исключением Турции, где он составляет 10% – правда, в Турции могут баллотироваться независимые кандидаты. Допустим, на выборы придет половина из 100 млн российских избирателей – тогда некая партия, за которую проголосовало почти 3,5 млн человек, все равно не получит ни одного мандата в Думе. Оппозиционные партии сообщают о грязных уловках в стиле, уже наблюдавшемся в других бывших республиках СССР, –от таинственных происшествий с конференц-залами, когда внезапно выясняется, что предварительная договоренность об аренде помещения для собрания расторгнута, до конфискации литературы, предназначенной для предвыборной агитации. "Союз правых сил" сообщил, что в текущем месяце милиция конфисковала 14 млн экземпляров его манифеста, чтобы выяснить, не нарушает ли он законов об "экстремизме". На основании тех же законов подвергаются преследованиям Каспаров и другие.
Никто не намекает, что за всеми этими случаями непосредственно стоит Кремль. Но он создал благоприятную среду, где чиновники всех рангов считают: разумнее попытаться угодить своим политическим хозяевам, чем беспристрастно применять правила.
Когда-то администрация Путина могла относительно резонно утверждать, что обвинения в "откате" от демократии несправедливы, так как ельцинская Россия вряд ли была образцовой демократической страной. Теперь Россию можно судить по ее собственным стандартам – а 2007 год кажется шагом назад даже по сравнении с 2003-м.
Отзыв наблюдателей ОБСЕ означает: организация, широко считающаяся самой авторитетной среди тех, которые занимаются мониторингом выборов, не будет присутствовать в России и следить за процессом. Россия уже заявила, что сократит общую численность международных наблюдателей на три четверти, а контингент ОБСЕ с 450 до 70 человек. Когда ОБСЕ обнаружила, что всего лишь за две недели до голосования все еще дожидается виз, в пятницу она решила вообще отказаться от своих планов.
Ирония ситуации в том, что высочайший рейтинг Путина означает: "Единая Россия", чей партийный список он символически возглавляет, почти наверняка победила бы на свободных выборах, подвергаемых полномасштабному мониторингу. То, что в данный момент происходит, в значительной мере, по-видимому, является реакцией на "цветные" революции в Грузии и Украине. Кремль считает эти события государственными переворотами, осуществленными грязным альянсом западных наблюдателей, дипломатов, спецслужб, неправительственных организаций и российских олигархов-изгнанников, страстно стремящихся проделать то же самое в России.
Однако в вышеупомянутых случаях непопулярные в народе режимы пытались сохранить за собой власть, фальсифицируя результаты выборов. В современной России ситуация иная. Даже самые ярые критики Кремля не полагают, что для обеспечения победы пропутинской партии необходима широкая фальсификация результатов выборов. Однако эти критики утверждают, что есть соблазн еще более увеличить ее доминирование и данные о явке избирателей если, что вполне вероятно. Триумф "ЕР" будет использован для узаконивания какой-то иной политической роли Путина или даже внесения в конституцию поправок, разрешающих ему остаться президентом.
В сентябре Путин сказал иностранным экспертам, посетившим его резиденцию, что привержен идее создания многопартийной системы и нормальных политических партий (как он сам выразился). Если он действительно останется направляющей силой в России, то, возможно, однажды сдержит эту клятву. Но российские парламентские выборы 2007 года выглядят странным и неблагоприятным зачином для этого процесса.
InoPressa
|
Рекламные новости:
|