Республиканская партия России > Новости партии > Наши законопроекты Безудержный рост тарифов ЖКХ как предвестник грядущих социальных потрясений 9 февраля 2006 04:26
7 февраля сопредседатель Республиканской партии Валерий Зубов выступил в прямом эфире радио "Свобода" в программе "Человек имеет право" на тему "Безудержный рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги как предвестник грядущих социальных потрясений". Ведущий - Карэн Агамиров.
Карэн Агамиров: Наша сегодняшняя тема – «Безудержный рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги как предвестник грядущих социальных потрясений».
В конце января все мы получили квитанции на оплату жилья по новым тарифам. Они, как и ожидалось, опять здорово подскочили. В конце прошлого года поднялись также расценки за пользование телефоном. И хотя это – услуги связи, мы привыкли их также причислять к коммунальным платежам. Вот-вот заявят о себе новые таксы за электроэнергию и газ. К концу года расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг, по расчетам правительства, еще вырастут на 20 процентов, а по оценкам специалистов, скачок составит 30 процентов и даже выше.
В чем причина безудержного роста тарифов в жилищно-коммунальной сфере? Что нас ждет впереди? Возможен ли всплеск народного гнева в связи с этим? И если да, то как далеко может зайти дело? Насколько вероятен социальный взрыв? Ведь сколько бы чиновники, ответственные за так называемую жилищно-коммунальную реформу, ни заявляли о том, что рост тарифов обусловлен переходом системы ЖКХ на самоокупаемость, сколько бы ни убеждали они людей в целебной силе субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, уже сейчас абсолютно очевидно: в худой и без того кошелек гражданина вновь просочилась юркая длань прожорливого государства, продолжающего опасные социальные эксперименты над народом. Или все, как обычно, довольно просто и прозаично: сытый голодного не разумеет, нам так надо, а вы (то есть народ) выкручивайтесь, как хотите?
Слово доктору экономических наук, в течение пяти лет возглавлявшему крупнейший российский регион, Красноярский край, Валерию Зубову. Валерий Михайлович, Госдума приняла недавно вроде бы приличный на первый взгляд закон, ограничивающий рост тарифов. Однако вы выступили с его резкой критикой, пытались убедить коллег, что он, напротив, будет способствовать дальнейшему обнищанию населения и коррупции чиновничества.
Валерий Зубов: Да, это так. Я выступил против халтурного решения, оно не решает проблемы, а оно их загоняет вглубь. Ведь нас всех интересует не только плата за услугу, в данном случае жилищно-коммунальную. Нас интересует сама услуга, чтобы было тепло, было комфортно бесперебойно, - нас это тоже волнует. За один месяц реализации данного закона мы убедились: во-первых, закон не выполняется и не может быть выполнен; во-вторых, там, где его пытаются силовым путем выполнить, он просто разоряет жилищно-коммунальное хозяйство. И, в-третьих, самое главное, собака-то не там зарыта. Ведь дело не в том, чтобы только ограничить рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Надо же, чтобы деньги все-таки поступили в жилищно-коммунальный комплекс. Там же тоже работники, которым надо платить зарплату, надо закупать уголь, надо закупать газ и так далее. Поэтому, отказавшись принять правильные решения, о которых мы говорим уже пятый год, отклонив в очередной раз (уже не буду считать, в который раз) те решения, которые надо принять, а в первую очередь надо остановить, конечно, рост тарифов в естественных монополиях, правительство само уклонилось от правильного решения. Но хуже другое – оно не дает другим решать эту проблему.
Если бы депутаты Госдумы не так, наскоком принимали решения, а все-таки обсудили проблему, то исходная, с чего надо было бы начать разговор, - это посчитать, как складывается тариф. Вот правительство так по-кавалерийски говорит: политическое решение – не более чем на 20 процентов. У меня в Красноярске сначала повысили больше, теперь снизили. Закон – до 20. Что за этим последовало? Сокращение на 25 процентов инвестиционной программы, ни одной школы, ни одного садика на следующий год строить не будут. И плюс к этому мы же говорим не только о жилищно-коммунальных тарифах, мы еще говорим о жилье, значит – сокращение строительства жилья по простой причине: денег на подготовку площадок теперь не будет, на подведение сетей.
Я назову три цифры, от которых дальше, я думаю, можно вести дискуссию и социальную, и экономическую. Большинство регионов имело процент уплаты – 90 процентов. Некоторые уже перешли на 100 процентов, некоторые платили 62, 70, но в основном – 90 процентов. С 1 января предложили перейти на 100 – это, значит, 11 процентов прироста. Дальше, зарплату бюджетникам повышают, пенсионерам пенсию должны повысить. Хотя не так, как хотелось, но планируется. В жилищно-коммунальном хозяйстве, если повысят зарплату в тех же размерах, как в бюджетной сфере в среднем, то надо прибавить еще 6 процентов. Затем у нас возникает рост тарифов на естественные монополии – еще 4,5 процента. Уже 20,5 процента. Вы не добавили денег в жилищно-коммунальное хозяйство на развитие, на ремонт, на дополнительные закупки запчастей, материалов, а уже 20 процентов повысили, уже превысили закон. Какая-то здесь несуразица.
Более того, когда мы говорим о росте тарифов на такие услуги, как, например, электричество, газ, у нас есть закон, который требует, чтобы тарифы на тепло и на свет были установлены вместе с принятие бюджета и действовали с 1 января. Это закон. Но если правительство действительно предложило повысить в среднем тариф ниже инфляции на тепло и на свет, то это в среднем для населения совсем другая цифра. Я беру Краснодар – любопытно посмотреть, что там, не только в родном Красноярском крае, а в теплом Краснодаре. Там газ – плюс 20 с лишним процентов, электричество – 18,5 процента, потому что там еще так называемое перекрестное субсидирование ликвидируется. Все это говорит о следующем: не там ищут. И рост тарифов произошел, более того, почти ни один регион – мой прогноз – без кризиса не уложится в 20 процентов, но и денег жилищно-коммунальное хозяйство не получило. То есть повысить качество услуг, надежность теплоснабжения населения, чистоту навести невозможно.
Теперь две другие цифры. Весь рост тарифов по стране за счет только одной естественной монополии – «Газпрома» - составит в этом году 1 миллиард долларов. Вообще гигантская сумма! Это больше, чем бюджет многих регионов. Но это в 13 раз меньше, чем затратил «Газпром» на покупку «Сибнефти». Вот они где, деньги, которые можно было бы использовать, не забирая у населения, но принеся эти деньги в жилищно-коммунальное хозяйство для развития.
И еще одну цифру я назову. Средний прирост пенсий на этот год будет 500 рублей. То есть если два пенсионера живут вместе, то это – тысяча рублей. Значит, прирост тарифов на жилищно-коммунальное хозяйство полностью съедает всю эту прибавку. Вообще-то, мы не имеем права забывать о людях, которые у нас сейчас на пенсии, никак.
Карэн Агамиров: О социальном срезе мы еще поговорим, но скажите, Валерий Михайлович, получается так, что опять не посчитали в правительстве или плохо посчитали? Или все это все-таки делается умышленно?
Валерий Зубов: Вы знаете, я вынужден сказать прямо: в правительстве просто не умеют считать и не хотят считать. Это совершенно нетрудно было – взять мои расчеты по тому же «Газпрому», которые были сделаны по итогам двух заседаний самого правительства, и после того, как я это просчитал, я вывесил на своем сайте. Это можно было легко проверить, сказать, что неправильно, либо согласиться с тем, что в этом году вообще можно было не повышать тарифы на услуги естественных монополий. И наша поправка в бюджет, в том числе, Галина Петровна тоже поддержала это, - мы предлагали вообще установить тарифную паузу на этот год. Переход на 100-процентную оплату, отказ о перекрестного субсидирования, потом просто жилищно-коммунальному хозяйству надо дать развиться. Мы предлагали установить тарифную паузу для естественных монополий, вот и были бы деньги без того, чтобы впрямую брать их у населения.
Карэн Агамиров: Ваш тезис - правительство не знает, что делает, - так можно понимать?
Валерий Зубов: Мой тезис такой: правительство не знает само, что делать, оно растерялось в этой ситуации. Точно так же, как оно растерялось год назад во время монетизации, оно не знает, что делать, и оно судорожно, в спешке, спонтанно начинает принимать решения. Отзыв на закон по урегулированию тарифов в ЖКХ оно ведь само написало, что противоречит Конституции – как пример. Второе, не зная, что делать, правительство не дает и другим делать. Оно не дает в Госдуме обсуждать этот вопрос с помощью думского большинства, проправительственного, раз. Второе, оно не допускает бизнес в этот сектор, который мог бы принять решение. Бизнес сегодня не может сюда прийти. Как может бизнес в Красноярске заниматься жилищно-коммунальным хозяйством, если тарифы теперь устанавливаются в Москве? Как он будет ездить из Красноярска в Москву согласовывать, какие будут тарифы? И в-третьих, правительство не дает на местах заниматься этой проблемой. За жилищно-коммунальные тарифы всегда отвечала местная власть, с нее можно спрашивать, и она, кстати, выборная до сих пор. А теперь с нее не спросишь, до Москвы не добежишь.
| |
Радио "Свобода" 07.02.2006
|
|